«Нелинейная» педагогика (как учиться эффективно)

Нелинейная педагогика

Данная методика даёт понимание (пример), как можно подойти к эффективному изучению любого другого предмета, основываясь на некие узловые пункты, опорные точки. Традиционное обучение, включая даже самые передовые технологии, предусматривает постепенное, последовательное «раскручивание» информационной спирали. В итоге, чтобы добраться до пункта Д, ученик должен пройти все предыдущие точки: А,Б,В, Г…  Такое движение неизбежно приводит к замедлению темпа или даже остановке, поскольку оптимизм и силы имеют свойство ослабевать, если конечный пункт находится очень далеко. Многие преподаватели к тому же сознательно (а часто и по недомыслию) пугают учеников, утверждая, что их предмет невероятно труден. Преподаватель в данном случае исходит из своего опыта, вспоминая долгие годы кошмарного последовательного путешествия через все пункты. И он убеждён, что только так и можно осилить его науку. Но ведь это неправда!

Очень яркий пример: вы подходите к горе, её склоны очень круты, опасны для восхождения, нет ни карт, ни проводников. Ну а вы (в большинстве случаев) слабы, нетренированны и даже не имеете специальных ботинок. Кажется, что не существует никакой возможности попасть на вершину. И тут вдруг с неба спускается вертолёт, который поднимает вас на самую макушку «неприступной» годы за считанные минуты! Конечно, профессионал-альпинист скажет, что это нечестно и т.д. Но только вы в отличие от него на вершине уже побывали и даже нарисовали план возможного восхождения (облетев гору вокруг несколько раз). А наш бедняга — альпинист всё ещё готовится к восхождению, закупая провизию, снаряжение и пытаясь представить маршрут.

Оказывается, что сегодня мы можем использовать разные пути. Совершенно необязательно начинать с пункта А, чтобы попасть в пункт Б. Возможно стартовать с любой точки и затем «перепрыгнуть» куда заблагорассудится: хоть на самую вершину или на подножие или чуть выше, это не имеет никакого значения. Такое, на первый взгляд «хаотичное», движение позволяет не только ускорить и оптимизировать процесс, но и избежать многочисленные недостатки традиционных преподавательских систем. Ну взять, к примеру, хотя бы вопрос об исключениях. Подавляющее большинство учителей заставляют «тупо» учить эти исключения, не задаваясь вопросом: а откуда вообще они появились?

Сразу же нужно заметить, что чем больше исключений, тем слабее система, поскольку любое дополнительное топтание на месте (а чтобы запомнить исключения требуется немало времени) отнимает силы, время и оптимизм. Само по себе «исключение» есть неумение существующей системы объяснить причину того или иного явления. А неумение это вытекает из того, что упомянутое явление не укладывается в рамки существующих правил. Мы ведь так и говорим: «исключение из правил». Значит, мало того, что ученик обязан учить правила, он ещё должен знать и исключения из них (?!). А для чего тогда вообще нужны эти т.н. «правила», если они не охватывают все случаи?

Конечно же, «правило» как эффективный инструмент понимания, что делать в той или иной обстановке – это важнейший момент в образовательном процессе. Но «правило» как некая формула, записанная на бумаге и которую нужно просто вызубрить – это нонсенс! Любое такое (бумажное)«правило» имеет исключения, то есть не является подлинным, универсальным правилом. И заставлять учеников учить этот бессмысленный набор слов – преступление.

К примеру, что нам даёт изучение английского алфавита? Вроде бы теперь мы знаем, как произносятся буквы. Но по-прежнему не умеем ни читать, ни понимать. Только получили дополнительную трудность, поскольку с этого момента приходится соотносить буквы со звуками. В итоге произошло осложнение учебного процесса в угоду последовательной методике обучения. Интересно заметить, что именно по знанию алфавита в начальных классах вообще оценивается знание языка. Часто можно услышать из уст преподавателя такую фразу: «У вашего ребёнка очень плохо с английским. Он даже алфавит не знает!».

Продолжение статьи «Нелинейная» педагогика (как учиться эффективно)

Олег Мурашёв, социолингвист и просветитель, автор уникальной методики запоминания новой информации и изучения иностранных языков

Записаться на ознакомительную сессию!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...Loading...

Добавить комментарий