«Нелинейная» педагогика (продолжение)

Продолжение. Начало см. «Нелинейная» педагогика (как учиться эффективно)

Нелинейная педагогика

Методики «непоступательного/непоследовательного» обучения принципиально отличаются от традиционных не только тем, что нарушают привычный ход, но – самое главное – они используют абсолютно иной словарный инструментарий. Причём, эта терминология может быть в некоторых случаях довольно традиционной, а часто – придуманной или преподавателем или даже самим учеником. Это вызвано не стремлением «выпендриться», а тем, что новая система «входит» в каждого ученика по-своему, каким-то неповторимым путём. Поэтому пытаться объяснить что-либо через шаблоны уже никак не получится. Здесь начинают выходить на первое место образные сравнения, примеры из жизни, фантазии и выдумки.

Вот, допустим, в английской грамматике есть временная категория под названием «продолженное» время. Традиционно это преподносят как действие, которое происходит сейчас или в определённую точку прошлого/будущего. Сразу возникает «детский» вопрос: а что такое -«сейчас»? а что такое «прошлое»? «будущее»? Конечно, можно долго дискутировать на эту тему, однако учащийся в итоге должен безошибочно использовать нужную форму безо всякой там философии. Вся эта тема – «продолженное время» — размазана по программе на несколько лет, одни её кусочки никак не связаны с другими. Много правил и исключений, разумеется. Итог – постоянные ошибки в речи и на письме.

А теперь – приготовьтесь – очень простой понятный подход, уничтожающий как правила, так и исключения из них: такую грамматическую конструкцию можно использовать, если действие возможно сфотографировать или снять на видео и затем “разглядывать” сделанную фотокарточку/фильм. Всё! Одна короткая фраза, и даже маленький ребёнок понимает, когда нужно применить эту конструкцию. Мы сейчас пронзили весь курс английского языка и взлетели на самую его вершину, чтобы сверху обозреть то, что ещё предстоит сделать.

Для тех, кому не очень хочется образно мыслить, ещё проще фокус: если глагол можно подставить в фразу “я закончил ..(в этом месте подставляем глагол)… в 5-30”, то можно и нужно использовать так называемое “продолженное время”. Если фраза не имеет смысла, то нельзя.

Например, “я закончил знать испанский в 5-30”. Это бессмысленная фраза. Мы поэтому не будем прибавлять окончание “ing” к глаголу “know” (знать). И просто скажем: I know spanish (Я знаю испанский). Да и сфотографировать такое действие невозможно!

А вот другой пример с глаголом “dig” (копать). Подставляем в проверочную фразу: “я закончил копать в 5-30”. Это вполне нормально. И фото можно сделать, и видео снять. Так что теперь фраза “I am digging” совершенно необходима и уместна.

Вот и всё, что нужно знать о так называемых “продолженных” временах, чтобы безошибочно использовать их в разговоре. Несколько фраз, примеров, трюков плюс 5 минут внимания. Вместо нескольких лет мучений и сомнений. Так что сами выбирайте!

Многие могут сказать, что это «ненаучно» в том смысле, что как-то непривычно. Да и вообще – слишком уж всё просто получается. Ну конечно: если идти традиционной дорогой, последовательно рассматривая все пункты, то это очень научно и интересно. Только вот результата нет никакого, да и не дойти не то что до вершины, а даже до середины пути. А в современном мире время уплотнилось, поэтому все хотят быстро и результативно.

Такой подход постоянно оптимизирует процесс обучения. Каждый, кто попадает в него, делает для себя открытия. И это реальные открытия, иногда понятные только ему одному, основанные на глубочайшем понимании природы предмета (в данном случае английского языка). Глупо и бесполезно требовать сейчас от такого ученика, чтобы он рассказал, как он пришёл к такому пониманию. Можно только лишь радоваться за него и поощрять.

Преподаватель в этом процессе превращается в друга, который внимательно наблюдает за своим учеником и постоянно ищет вместе с ним новые пути к совершенствованию. Это путь, когда ученик в большей степени является учителем для преподавателя, ибо он заставляет думать, отказываться от шаблонов и принимать нестандартные решения, импровизировать.  Ну и конечно, — постоянно заниматься предметом, читать всю мыслимую и немыслимую литературу по различным темам, искать альтернативные способы увязать традиционные темы (разделы) или перепрыгнуть их, чтобы вернуться потом.

Ещё лет 30 — 40 назад и более Учитель был “ходячей энциклопедией”. Его уважали уже хотя бы за то, что он знал больше, чем другие. А уж каким способом он передавал эти знания — не так уж и важно. Других источников знаний (информации) просто не было. Сегодня всё поменялось: всемирная сеть, новые устройства и открытия в области связи и общения позволяют обходиться без преподавателя как носителя информации. Значит, преподаватель обязан “усиливать” другой свой компонент: методики передачи и усвоения, не забывая о пополнении памяти также. Чтобы стать современным преподавателем, нужно скинуть с себя “важность” и всезнание, перестать быть “тынеправпотомучтоязнаюлучшетебяиучилсябольшеидольше”.

У меня сейчас есть более 100 абсолютно новых, непривычных приёмов, применив которые, можно получить результат “неожиданно” быстро и легко. И нашёл я все эти новинки только благодаря своим ученикам, за что бесконечно благодарен им! Это они заставляют меня находить ответы на «безумные» вопросы, сочинять и фантазировать (когда ответа нет нигде в «научной» литературе), копаться в библиотеках и мучить старых университетских профессоров «детскими» вопросами.

Так называемые «детские» вопросы – это вообще отправная точка в нелинейной педагогике. Эти вопросы вскрывают наиболее слабые места в имеющихся традиционных системах и заставляют думать. Почему перегорает электрическая лампочка? Что такое северное сияние? Почему после модальных глаголов в английском нельзя использовать частицу to? Почему слово «Я» в английском всегда пишется с большой буквы? — Чётких ответов на эти и другие вопросы вы нигде не найдёте (даже в интернетеJ)

Конечно, можно отмахнуться от этих глупых на первый взгляд вопросов и сказать строго: лучше бы учили исключения, чем отвлекаться от серьёзного дела. Можно было бы, если бы наши ученики после школы или курсов прекрасно говорили и/или читали на английском. Но ситуация совершенно противоположная: подавляющее большинство детей на выходе из школы не могут ни говорить, ни воспринимать на слух. Разумеется, встречаются исключения, но их процент пока невелик, несмотря на громадное количество курсов, школ и репетиторов. Причина одна: они используют всё те же (одинаковые) приёмы, правила, методики, хотя преподносят их вроде бы в новой упаковке.

Но передача информации с целью её усвоения и торговля пирожками — это не одно и то же! Поэтому я обращаюсь сейчас в первую очередь к родителям и молодёжи: существуют другие пути овладения знаниями! Откройте своё сердце и доверьтесь! Жизнь — это удивительное и неповторимое путешествие, поэтому не бойтесь экспериментировать и живите своею жизнью. Сегодня есть только одно оправдание тому, что делает человек с планетою: ТВОРЕСТВО. Так смелее, решительнее, быстрее отказывайтесь от навязанных приёмов и взглядов и пробуйте новое, творите!

                                    Олег Мурашёв, социолингвист и просветитель, автор уникальной методики запоминания новой информации и изучения иностранных языков

Записаться на ознакомительную сессию!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...Loading...

Добавить комментарий